7. Обзор современных поисковых ситсем

Дата публикации: 09.10.2012 19:52:37

Исследовательская компания comScore, по данным сентября 2011 года, выделяет следующую пятерку популярных поисковых систем мира:

    1. Google, обрабатывает более 118 млрд запросов в месяц (70% всех поисковых запросов);

    2. Baidu, обрабатывает 11 млрд запросов в месяц;

    3. Yahoo, обрабатывает 11 млрд запросов в месяц;

    4. Bing, обрабатывает 5 млрд запросов в месяц;

    5. Яндекс, обрабатывает свыше 3 млрд запросов в месяц.

Российская аудитория практически полностью распределяется между двумя поисковыми системами: Яндекс и Google. По состоянию на март 2012 года у Яндекса 50.9% рынка, у Google — 33.7%.

Краткая история Яндекса.

Яндекс — крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал. Яндекс имеет локализированные версии сервиса в России, Украине, Казахстане, Беларуси и Турции. Как и любая современная поисковая система, Яндекс предоставляет различные виды поисков — по новостям и записям в блогах, картинкам и видео, товарам и адресам; и, естественно, большой набор дополнительных сервисов, не связанных с поиском, — фотоальбомы, блоги, почту и др.

В 2011 году был внедрен уникальный метод машинного обучения «Матрикснет», благодаря которому стало возможным учитывать при поиске в разы больше факторов и их комбинаций. Таким образом, поиск стал еще более точным, что существенно улучшило качество ответов на отдельные

классы запросов.

Среди современных и важных нововведений Яндекса эксперты отмечают:

    • разработку механизма различных подсказок, автоматического исправления ошибок, распознавание аббревиатур, обработку транслита;

    • введение геозависимости запросов, региона пользователя и принадлежности сайта к тому или иному городу;

    • использование поисковой технологии «Спектр», которая позволяет учитывать невыраженные потребности пользователей, если они не были явно сформулированы в запросе;

    • борьбу с переоптимизированными текстами, seo-ссылками, поведенческими накрутками, неуникальным контентом;

    • ориентацию на пользовательские интересы по коммерческим запросам — учет поведенческих факторов.

Яндекс как компания был основан в 2000 году. Незадолго до этого был запущен сервис контекстной рекламы (Яндекс.Директ), впоследствии ставшей основным способом заработка компании. За счет нее и других наработок в 2002 году Яндекс вышел на самоокупаемость — на полгода раньше, чем планировалось. В мае 2011 года компания «Яндекс» провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже Nasdaq. По уровню доходов Яндекс значительно опережает все остальные российские интернет-компании.

У Яндекса есть специальные инструменты для владельцев сайтов, которые

важно использовать для эффективного продвижения.

    • Яндекс Метрика — сервис сбора статистики о посетителях вашего сайта.

    • Яндекс Вебмастер — сервис для управления отображением вашего сайта в результатах поиска Яндекса.

Краткая история Google.

Поисковая система Google является признанным мировым лидером по числу обрабатываемых запросов. Это первый в мире поисковик, который за десятилетие создал более 100 региональных версий и в некоторых странах остается единственной поисковой системой.

Google начал свою работу в 1996 году как поисковый механизм для

цифровой библиотеки Стэнфорда. Название Google было придумано Ларри Пейджем и Сергеем Брином в 1997 году. Корпорация была основана в 1998 году.

В настоящий момент Google — это не только поиск, но еще и более 50

сервисов, преимущественно бесплатных. Владельцам веб-сайтов крайне

важны следующие инструменты:

    • Google Analytics — сервис, собирающий информацию о посещаемости и посетителях вашего сайта и предоставляющий информацию для аналитики;

    • Google Инструменты для веб-мастеров — сервис, позволяющий контролировать отображение вашего сайта в поиске Google и управлять им.

Подробнее эти инструменты будут рассмотрены в следующих главах.

Другие поисковые системы.

В числе поисковых систем для русскоязычной аудитории следует отметить:

    • mail.ru, использующую для поиска свои технологии в сочетании с технологиями Google;

    • Rambler.ru, который с июня 2011 года начал использовать механизмы поиска Яндекса и присоединился к его рекламной сети;

    • Nigma.ru, которая является поисковой системой с различными полезными наработками — табличным поиском, решением математических и химических задач, поиском музыкальных произведений, поиском по торрентам.

Поисковые системы

Поисковые системы, которые перестали развиваться, постепенно заменяют свои поисковые технологии альтернативными. Так, Апорт и Rambler стали использовать поисковую технологию Яндекса, AltaVista — технологию поиска Yahoo, а он, в свою очередь, — технологию Bing.

Помимо широко распространенных поисковых систем прямого назначения, существует большое количество специализированных, которые работают с тематическими запросами. Многие из них созданы для узконаправленного поиска различной медийной тематики: поиск фильмов, музыки,

фотографических изображений и т.п.

Среди специализированных поисковых систем можно отметить недавно созданную систему Solomono.ru, осуществляющую поиск по внешним ссылкам доменов. Также к специализированным относятся следующие поисковики: «Кто там», который позволяет искать информацию о людях, Tagoo.ru — поиск исключительно бесплатной музыки, Kinopoisk.ru — поиск информации

о фильмах.