2. Поисковая система глазами посетителя и владельца сайта

Дата публикации: 26.09.2012 20:17:58

Пользователи привыкли, что поиск для них бесплатен, но в то же время современная поисковая система является одним из наиболее эффективных бизнес-инструментов как для ее владельцев, так и для рекламодателей. Сервис поиска — это коммерческое предприятие, ориентированное на прибыль. Чем больше людей пользуется поиском, тем больше рекламы можно продать. Поэтому между поисковыми системами ведется конкурентная борьба — чтобы удержать пользователей, необходимо постоянно улучшать результаты поиска, строить качественную актуальную выдачу, а также предоставлять дополнительные услуги — игры, сервисы, приложения.1 Изучая интересы пользователей с помощью дополнительных сервисов, поисковая машина и, как следствие, рекламодатели получают весьма точный «социальный портрет» аудитории. Эти сведения позволяют заметно увеличить эффективность размещаемой рекламы за счет «подстройки» рекламного сообщения под интересы конкретного человека.

Чтобы не остаться позади конкурентов, владельцам сайтов как рекламодателям важно понимать механизмы работы поисковых систем и основные принципы ранжирования. Для этого на свой сайт и сайты конкурентов следует смотреть с двух позиций: как хозяина бизнеса и как рядового посетителя сайта. Сейчас поисковые системы все больше стараются «видеть» сайт именно глазами рядового посетителя.

Однако важно отдавать себе отчет, что первое место в результатах выдачи поисковой системы не гарантирует рост продаж. Для конверсии посетителей в покупателей необходимо повышать удобство в использовании сайта, качество товара или услуги, иметь отличные отзывы и конкурентные цены. Но, безусловно, из поиска на сайт приходит заинтересованный пользователь, ведь ваш сайт «отвечает» на вопрос, который пользователь задал поисковой системе.2

Количество переходов из поисковых систем в месяц

Рис. 1 Количество переходов из поисковых систем в месяц.

Формируя запрос, каждый пользователь поисковой системы преследует одну из трех целей:

    1. информационную — узнать определенную информацию, например,как приготовить салат с авокадо или какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к офисам;

    2. навигационную — найти сайт компании, название фирмы, уточнить схему проезда или конкретный адрес;

    3. транзакционную — совершить конкретное действие: купить слона, забронировать гостиницу или скачать мелодию.

Функции поисковой системы

Рис. 2 Функции поисковой системы.

Пользователи отдают предпочтение информационным запросам. Следовательно, владельцам сайта целесообразно размещать на своих ресурсах больше сведений информационного характера. Это повысит интерес к сайту и доверие к компании, и когда придет необходимость сделать заказ, с наибольшей вероятностью пользователь совершит покупку именно у этой компании. Также следует знать структуру целевой аудитории — возраст, пол, регион, увлечения и т.д. Это важно учитывать не только в момент создания и развития сайта, но и при реализации поисковой рекламной кампании.

Резюмируем: цель поисковых систем — удерживать и привлекать посетителей, чтобы зарабатывать на продаже рекламы. Цель рекламодателей — размещать максимально эффективную рекламу за счет работы с целевой аудиторией на базе поисковой системы. Краеугольным камнем здесь являются потребности посетителей. При разных целях рекламодателя и рядового пользователя инструмент достижения один — поисковая система.

1 К примеру, за 2011 год операци- онная прибыль Яндекса соста- вила 2,6 млрд рублей (80,8 млн долларов США), увеличившись по сравнению с аналогичным по- казателем прошлого года на 44% (отчет за 2011 год). Аналогич- но у Google по итогам 2011 года этот показатель по России соста- вил 37,905 млн долларов США, что на 29% лучше, чем показатель 2010 года.

2 По данным ComScore, в 2011 году Россия заняла первое место среди европейских стран по количеству интернет-пользователей (месячная аудитория — 52,486 млн пользователей в возрасте старше 15 лет).