Юзабилити интернет-магазина

Дата публикации: 19.10.2012 15:52:32

Для интернет-магазина важно провести поисковую оптимизацию, но и ни в коем случае нельзя забывать об удобстве для пользователя – юзабилити сайта. Часто именно этот фактор оказывается решающим. Вспомните себя: наверняка вы не раз отказывались от услуг интернет-магазина из-за слишком сложного оформления покупки или запутанного каталога. Покупатель не должен сходить с рельсов конверсионного пути и встречать преграды, процесс должен идти как по маслу.

Дизайн

Сайт может быть очень красивым и современным, но при этом неудобным. Если говорить об оформлении интернет-магазина, то в первую очередь оно должно быть рациональным. Например, ошибкой будет размещение большого по площади графического блока, не несущего функциональной нагрузки. Самое драгоценное с точки зрения юзабилити пространство, которое видит пользователь без прокрутки страницы, должно включать именно ту информацию, которая полезна для посетителя и будет мотивировать его совершить покупку. Неплохим решением является размещение сведений о скидках, «хитах продаж», «новых поступлениях» и прочем, что реально может заинтересовать потенциального покупателя.

Организация каталога товаров

Каталог товаров – это едва ли не самая главная часть интернет-магазина, поэтому он должен быть составлен безупречно. Во-первых, для него должно быть отведено почетное место на странице, чтобы он сразу бросался в глаза. Во-вторых, его структура должна быть логичной. Если говорить о торговле компьютерами, то мыши и клавиатуры должны быть в категории «Устройства ввода», а не быть потерянными среди видеокарт, материнских плат и систем охлаждения в категории «Комплектующие».

Часто бывает так, что сложно организовать четкую структуру каталога, так как некоторые товары с трудом поддаются классификации. Все же желательно избегать огромного количества товаров в одной категории при одной-двух позициях в другой. То есть каталог должен быть сбалансированным, ведь его основная задача – помогать пользователям ориентироваться в ассортименте.

Как пользователя навести именно на тот товар, который ему нужен? Для этого существует поиск по параметрам. В качестве примера можно привести сервис «Яндекс.Маркет», где с помощью нехитрых фильтров можно легко подобрать практически любой товар. Но здесь главное не переусердствовать; такая система может не понадобиться вовсе, если ассортимент вашего магазина состоит из 50-100 товаров.

Такая модель каталога довольно проста в организации, но требует тщательного заполнения всех карточек товара. На этих данных также основывается сервис сравнения, в некоторых категориях товаров он просто необходим.

Операции с корзиной

Корзина – это один из главных элементов интернет-магазина, одна ошибка в ее организации — и все усилия могут пойти прахом. Одно из главных требований – она не должна открываться в отдельном окне, так как будет обидно, если браузеры покупателей его заблокируют.

Оптимальное расположение корзины на странице – в той части, которая доступна пользователю без прокрутки вниз. Считается, что лучше всего располагать ее в верхней части страницы на заметном месте.

Итак, с расположением корзины все ясно, но как она должна выглядеть? Прежде всего, пользователь должен сразу понимать и не сомневаться, что это именно корзина. Она не должна быть перегружена информацией: достаточно, чтобы посетитель видел на какую сумму и сколько товаров добавлено, а также мог легко перейти к оформлению покупки.

Для удобства пользователей можно реализовать появление более полной информации о добавленных товарах при наведении курсора на корзину.

Кнопка «Добавить в корзину» на странице товара должна быть заметной, посетители не должны ее с чем-то путать. А действие должно производиться в один клик.

При открытии корзины на отдельной странице пользователю должна даваться вся необходимая информация о товарах (название, небольшое изображение, краткие характеристики). Еще одна немаловажная особенность – возможность редактирования списка. Все перечисленные черты необязательны для корзины, их наличие или отсутствие диктует специфика продаваемых товаров.

Оформление покупки

Казалось бы, товар в корзину добавлен, осталась сама покупка – сущая ерунда, но часто именно на этом шаге происходит много отказов. Отнеситесь к проработке данного этапа с максимальным вниманием. После выбора товара пользователь должен легко и быстро оформить покупку, пока не передумал.

Итак, требование от покупателей огромного количества данных только снижает уровень доверия и пугает рутинным заполнением длинных форм. Некоторые владельцы интернет-магазинов к оформлению покупки еще и прикручивают свои опросники с целью получения аналитической информации, что только раздражает пользователей и снижает шансы совершения конверсии.

Еще хуже, когда пользователь на финальном этапе уже представляет долгожданный товар у себя в руках, но тут от него требуется обязательная регистрация с подтверждением по email, капчей и прочими действиями. Здесь можно привести аналогию с обычным оффлайновым магазином. Вы согласитесь в нем показывать паспорт кассиру и заполнять анкету перед тем, как отдать деньги и забрать товар?

Контактные данные и информация о доставке

Если бы типичный посетитель интернет-магазина знакомился с каталогом, выбирал необходимый товар и переходил к оформлению, все было бы куда проще. Но, как показывает статистика, люди первым делом заходят на страницу с контактами и условиями доставки, и не только для того, чтобы получить конкретную информацию, но и оценить сам магазин. Эти страницы крайне важны при формировании доверия со стороны пользователя, поэтому их надо заполнять максимально корректно.

Убедитесь, чтобы повторяющаяся информация везде совпадала. Бывает, что на странице условий доставки написана одна сумма минимального заказа, а при оформлении товара фигурирует вдвое большая. В таком случае большое количество отказов более чем вероятно.

Тестирование

Вся работа оптимизатора и специалиста по юзабилити может оказаться напрасной, если не провести тестирование. Иногда бывает очень трудно учесть все мелочи, и маленькая ошибка вполне может стать камнем преткновения на конверсионном пути и лишить магазин прибыли.

Провести обычное тестирование интернет-магазина не так уж и сложно, для этого потребуется соблюсти несколько моментов. Для начала соберите группу тестеров. Лучше, если они будут из целевой аудитории, на которую вы прежде всего рассчитываете.

Основные цели тестирования должны касаться выявления сложных моментов

    • при навигации по каталогу и выборе товара;

    • при оформлении покупки;

    • во время оплаты товара;

    • при поиске товара или любой другой информации.

Затем поставьте вашим тестерам определенные задачи, например, подобрать холодильник, оплатить его с помощью электронных денег и заказать доставку. После этого тщательно проанализируйте все шаги «покупателя». В фиксации данных могут помочь видеокамера и видеозахват с компьютера тестера. Записывайте все комментарии о непонятных и раздражающих моментах. После устраните все сложные моменты на конверсионном пути, пересмотрите функционал модулей, если это требуется.

Также обязательно пользуйтесь системами статистики, инструментарий которых сегодня позволяет собирать огромное количество полезных данных. Например, «Вебвизор» из функционала «Яндекс.Метрики» дает много пищи для размышлений при организации эффективной работы интернет-магазина.

Выводы

Юзабилити – это тот важный параметр не только интернет-магазина, но и любого сайта, который ни в коем случае нельзя упускать из внимания при оптимизации. Маленькая оплошность – и ваш потенциальный покупатель уже на сайте конкурентов, где процесс покупки происходит без сучка и задоринки. Оптимизируйте сайт так, чтобы на конверсионном пути не было ни одной преграды.

Исследования показывают, что после грамотной доработки юзабилити сайта продажи возрастают в 2-3 раза! Известно исследование, где смена цвета одной кнопки увеличила конверсию на 21%. Задумайтесь над этим и выясните, сколько клиентов вы теряете из-за ошибок и сложных моментов в процессе покупки. Ваши покупатели не должны разбираться в том, как купить товар, они должны его покупать!