Спираль времени, или Оптимизация 10 лет спустя

Дата публикации: 19.10.2012 15:20:54

К 2012 году даже в рунете практически не осталось оптимизаторов, которые с усмешкой слушают рассуждения о необходимости комплексного интернет-маркетинга, сопряженного с качественной и продуманной разработкой сайта, удобного для пользователя. Раньше это были разговоры, больше навеянные западными реалиями поискового маркетинга. 3-4 года назад немало SEOшников были убеждены, что сфера их работы ограничивается грамотной покупкой ссылок и подбором ключевых слов.

Заботы о наполнении сайта контентом, разработка структуры интернет-ресурса, коммуникации с аудиторией – все это было оптимизаторам ни к чему, потому что ссылки давали довольно стабильные результаты, а если клиент еще и был согласен платить за контекстную рекламу, SEOшник мог не бояться никаких апдейтов: всегда можно подстраховаться платным трафиком.

Теперь же стала важна каждая мелочь: и теги alt и title у картинок, и грамотная перелинковка. Не менее важной стала работа с микроразметкой, которая помогает «Яндексу» формировать «красивые» и содержательные сниппеты для сайта в выдаче.

Интересно, что если мы посмотрим на SEO в рунете, каким оно было еще несколькими годами раньше, обнаружится, что году в 2003-04, чтобы достигать высот, требовалась кропотливая работа с кодом, навигацией, обеспечение индексации сайта. Мы наблюдаем своего рода спираль времени в развитии отрасли (по крайней мере, можем проследить ее на примере отечественного SEO).

В 2012 году, помимо перечисленных выше требований к сайту, появились новые факторы, которые учитываются поисковыми системами и рассчитаны на пользователя. То есть сайт должен быть не просто полезным, но и иметь высокие показатели по активности аудитории. Обеспечить такие показатели – это новая задача SEOшников. Теперь оптимизатор думает, как сделать сайт таким, чтобы он мотивировал человека на звонок, обращение и другие цели. Текст должен быть не просто грамотным, интересным, но и побуждающим к тому или иному действию на сайте (регистрация, звонок, заказ и т.п.).

Ниже прекрасный пример того, как на текстовой странице нашлось очень заметное и удачное место для основных действий («Отправить заявку», «Заказать звонок» и «Калькулятор»).

Итак, новый фактор с огромным влиянием на поисковые результаты – это поведенческий фактор.

У «Яндекса» есть целый ряд источников информации о взаимодействии аудитории с сайтом. Это и «Яндекс.Бар», и открытая статистика LiveInternet (если она не запаролена), и быстрые возвраты с сайта в выдачу (человек не нашел полезной информации), и, наконец, «Яндекс.Метрика», которая собирает самую детальную статистику всех действий пользователей на сайте.

Один из важнейших поведенческих факторов – время, проведенное на сайте. Сегодня оптимизатор должен при взаимодействии с клиентом добиваться того, чтобы пользователи оставались на страницах как можно дольше. Для таких целей отлично подходит видеоконтент (интервью со знатоками темы, о которой пишет сайт; видеотренинги и пр.).

Отлично работают на эту же задачу различные тесты, опросы, калькуляторы. Важно при этом продумывать необходимость и целесообразность каждого из сервисов на сайте. Например, хороший калькулятор выдаст ответ пользователю сразу, а не попросит указать мобильный телефон и e-mail для связи.

Сегодня оптимизаторские компании понимают, что эффективность их работы зависит от множества деталей вплоть до указанного у клиента на сайте федерального номера телефона, на который пользователи смогут звонить бесплатно (номера, начинающиеся с 8-800). Пользователи с каждым годом становятся более продвинутыми, у большинства есть аккаунты в сервисах мгновенных сообщений, и им бывает проще связаться с компанией не по телефону (например, если звонок междугородний и дорогой), а по бесплатным сервисам Google Talk, Skype, Mail.ru.Агент. На сайте компании должны быть указаны все возможные контакты, по которым с клиентом будут готовы пообщаться в рабочее время.

Также можно внедрять на сайт сервисы онлайн-консультаций, которые помогают наладить живое общение менеджера с клиентами, находящимися хоть на другом конце земного шара.

Теперь не только пользователи, но даже поисковые роботы «Яндекса» учитывают наличие на сайте корректной контактной информации, схемы проезда, наличие у компании сети филиалов. Как известно из сделанных не так давно заявлений представителей «Яндекса», поисковик учитывает даже адекватность цен (если речь об интернет-магазине) и разнообразие ассортимента. Алгоритмически учитываются и отзывы о компании, оставленные в сети. Поэтому продвигать сайты одними только ссылками на сегодняшний день невозможно. Ссылки продолжают играть свою роль, «Яндекс» не перестал их учитывать, но все равно теперь кроме них SEOшнику нужно контролировать огромное количество факторов, которые могут существенно влиять на объемы поискового трафика.

Отдельного внимания заслуживают социальные факторы. Перенос, дублирование, синхронизация контента сайта в социальных сетях позволяют получать дополнительный трафик и, кроме того, такие ссылки могут учитываться поисковыми системами. Не всегда ведение аккаунтов в соцсетях можно отдать на откуп клиентской стороне, чтобы иметь должный контроль качества соцстраниц; сегодня многие SEO-компании стали предлагать услугу по созданию, поддержке и развитию страниц клиента в социальных сетях (SMM).

И еще одно новое направление, с которым также приходится работать оптимизаторам – это продвижение мобильных приложений, созданных для клиента. 33% пользователей уже используют мобильные платформы для поиска товаров и услуг в сети. А чтобы мобильное приложение именно вашего клиента стало популярным, понадобится его продвижение. Это новая, совершенно специфическая сфера деятельности для SEOшников.

Как видите, в круг задач оптимизатора входит продумывание всех возможностей взаимодействия с пользователем, то есть работать не только и не столько «под алгоритмы» поиска, сколько под потребности аудитории сайта. И если смотреть на 10 лет вперед, наверное, SEOшники будущего – это больше психологи и маркетологи, чем хакеры или технические специалисты.