14. Смысл апдейтов, смен алгоритмов и сбоев

Дата публикации: 15.10.2012 0:08:40

В интернете каждый день создаются новые страницы и меняется информация на уже существующих площадках. Все изменения накапливаются в базе поисковой системы, индексируются, а затем переносятся в «базовый поиск» — это и называется апдейтом.

В различных поисковых системах апдейты происходят с разной периодичностью. Для Яндекса это в среднем 1 раз в неделю, а в Google обновление базы происходит каждый день.

В зависимости от того, какие именно изменения начинают учитываться при очередном обновлении системы, различают несколько типов апдейтов.

Рядовой апдейт Яндекса

1. Текстовый апдейт — изменение выдачи, связанное с попаданием в индекс поисковой системы новых страниц и документов. Происходит довольно часто — один-два раза в неделю. Учитывается релевантность текстов настраницах.

2. Ссылочый апдейт — изменение выдачи, связанное с пересчетом веса ссылок, проставленных на сайт и страницу. Если на сайт поставлены ссылки, как правило, они будут проиндексированы поисковой системой в срок от недели до месяца.

3. Региональный апдейт — изменение выдачи, связанное с пересчетом региональных факторов.

4. Поведенческий апдейт — изменение выдачи, связанное с обновлением поведенческих данных и учетом их в ранжировании.

5. Апдейт ТИЦ — в этот апдейт происходит пересчет тематического индекса цитирования (ТИЦ) для всех ресурсов. Происходит примерно один раз в два месяца.

Рядовой апдейт Google

1. Апдейт выдачи — изменение выдачи в Google происходит ежедневно, и

учитываются все факторы — как внутренние, так и внешние.

2. Апдейт PR — происходит изменение показателя авторитетности ресурса

и страницы. В Google этот показатель присваивается каждой странице

сайта, а не всему ресурсу в целом, как ТИЦ в Яндексе. Такой апдейт

происходит примерно раз в 3-4 месяца.

Смена алгоритма

Поисковые системы время от времени вводят в работу новые алгоритмы ранжирования, после которых обычно серьезно меняется выдача. При этом в ранжировании начинают учитываться как совершенно новые факторы, так и старые, но уже по-новому.

Перед тем как ввести в работу очередной алгоритм, Яндекс выкладывает его анонс на своем официальном блоге. Если изменения в алгоритме будут значительными, Яндекс открывает бета-версию своего поиска. Здесь предлагается протестировать новую выдачу пользователям интернета, а также написать отзывы и пожелания по качеству выдачи. Затем, скорректировав алгоритм, Яндекс выкладывает его в основную выдачу и анонсирует в своем блоге о его выходе.

Доработка алгоритма

Выложить алгоритм в основную выдачу поисковой системы не так просто, поскольку не все факторы можно учесть заранее и может потребоваться доработка. Поэтому поисковые системы осуществляют корректировки алгоритмов без выкладывания обновленной индексной базы. Корректировки

могут вноситься как до официального выхода алгоритма, так и после выкладки.

Перед выкладкой все доработки алгоритма считаются тестовыми. Часто

тестируется какая-то отдельная часть выдачи. Например:

    • определенные тематики;

    • отдельный регион;

    • только информационные запросы;

    • только коммерческие запросы;

    • геозависимые запросы;

    • геонезависимые запросы;

    • любая другая группа выдачи.

Обычно вносят сразу несколько корректировок, поэтому колебание позиций может происходить каждый день для разных групп пользователей. После анализа результатов от выложенных доработок основной алгоритм корректируется и интегрируется в выдачу поисковой системой.

Сбои в выдаче

Бывает, некоторые сайты полностью исчезают из выдачи или количество их страниц значительно сокращается в результатах поиска. Это может быть связано как с санкциями, наложенными со стороны поисковых систем за счет корректировки текущего алгоритма ранжирования, так и со сбоями в выдаче.

Сбои в выдаче возникают по нескольким причинам:

1. Проблемы с серверами. Иногда на сервере поисковой машины случаются сбои, от этого может резко сократиться количество сайтов в выдаче.

2. Проблема с выкладкой недоработанного алгоритма. При некорректной выкладке или недоработанном алгоритме многие сайты также могут исчезнуть из выдачи.

3. Внешние проблемы. Поисковая машина хранит огромные объемы данных, и в процессе переноса на «базовый поиск» часть базы может потеряться.

При любом из сбоев происходит «откат» выдачи — восстановление исходного состояния системы на момент ее последнего сохранения. После этого все сайты и страницы возвращаются в индекс в срок от 2 дней до 2 недель.

Зная отличительные характеристики каждого типа апдейта и анализируя произошедшие изменения в выдаче, можно понять, в чем причина сбоя и как его устранить.