14. Смысл апдейтов, смен алгоритмов и сбоев
Дата публикации: 15.10.2012 0:08:40
В интернете каждый день создаются новые страницы и меняется информация на уже существующих площадках. Все изменения накапливаются в базе поисковой системы, индексируются, а затем переносятся в «базовый поиск» — это и называется апдейтом.
В различных поисковых системах апдейты происходят с разной периодичностью. Для Яндекса это в среднем 1 раз в неделю, а в Google обновление базы происходит каждый день.
В зависимости от того, какие именно изменения начинают учитываться при очередном обновлении системы, различают несколько типов апдейтов.
Рядовой апдейт Яндекса
1. Текстовый апдейт — изменение выдачи, связанное с попаданием в индекс поисковой системы новых страниц и документов. Происходит довольно часто — один-два раза в неделю. Учитывается релевантность текстов настраницах.
2. Ссылочый апдейт — изменение выдачи, связанное с пересчетом веса ссылок, проставленных на сайт и страницу. Если на сайт поставлены ссылки, как правило, они будут проиндексированы поисковой системой в срок от недели до месяца.
3. Региональный апдейт — изменение выдачи, связанное с пересчетом региональных факторов.
4. Поведенческий апдейт — изменение выдачи, связанное с обновлением поведенческих данных и учетом их в ранжировании.
5. Апдейт ТИЦ — в этот апдейт происходит пересчет тематического индекса цитирования (ТИЦ) для всех ресурсов. Происходит примерно один раз в два месяца.
Рядовой апдейт Google
1. Апдейт выдачи — изменение выдачи в Google происходит ежедневно, и
учитываются все факторы — как внутренние, так и внешние.
2. Апдейт PR — происходит изменение показателя авторитетности ресурса
и страницы. В Google этот показатель присваивается каждой странице
сайта, а не всему ресурсу в целом, как ТИЦ в Яндексе. Такой апдейт
происходит примерно раз в 3-4 месяца.
Смена алгоритма
Поисковые системы время от времени вводят в работу новые алгоритмы ранжирования, после которых обычно серьезно меняется выдача. При этом в ранжировании начинают учитываться как совершенно новые факторы, так и старые, но уже по-новому.
Перед тем как ввести в работу очередной алгоритм, Яндекс выкладывает его анонс на своем официальном блоге. Если изменения в алгоритме будут значительными, Яндекс открывает бета-версию своего поиска. Здесь предлагается протестировать новую выдачу пользователям интернета, а также написать отзывы и пожелания по качеству выдачи. Затем, скорректировав алгоритм, Яндекс выкладывает его в основную выдачу и анонсирует в своем блоге о его выходе.
Доработка алгоритма
Выложить алгоритм в основную выдачу поисковой системы не так просто, поскольку не все факторы можно учесть заранее и может потребоваться доработка. Поэтому поисковые системы осуществляют корректировки алгоритмов без выкладывания обновленной индексной базы. Корректировки
могут вноситься как до официального выхода алгоритма, так и после выкладки.
Перед выкладкой все доработки алгоритма считаются тестовыми. Часто
тестируется какая-то отдельная часть выдачи. Например:
определенные тематики;
отдельный регион;
только информационные запросы;
только коммерческие запросы;
геозависимые запросы;
геонезависимые запросы;
любая другая группа выдачи.
Обычно вносят сразу несколько корректировок, поэтому колебание позиций может происходить каждый день для разных групп пользователей. После анализа результатов от выложенных доработок основной алгоритм корректируется и интегрируется в выдачу поисковой системой.
Сбои в выдаче
Бывает, некоторые сайты полностью исчезают из выдачи или количество их страниц значительно сокращается в результатах поиска. Это может быть связано как с санкциями, наложенными со стороны поисковых систем за счет корректировки текущего алгоритма ранжирования, так и со сбоями в выдаче.
Сбои в выдаче возникают по нескольким причинам:
1. Проблемы с серверами. Иногда на сервере поисковой машины случаются сбои, от этого может резко сократиться количество сайтов в выдаче.
2. Проблема с выкладкой недоработанного алгоритма. При некорректной выкладке или недоработанном алгоритме многие сайты также могут исчезнуть из выдачи.
3. Внешние проблемы. Поисковая машина хранит огромные объемы данных, и в процессе переноса на «базовый поиск» часть базы может потеряться.
При любом из сбоев происходит «откат» выдачи — восстановление исходного состояния системы на момент ее последнего сохранения. После этого все сайты и страницы возвращаются в индекс в срок от 2 дней до 2 недель.
Зная отличительные характеристики каждого типа апдейта и анализируя произошедшие изменения в выдаче, можно понять, в чем причина сбоя и как его устранить.